Среди русских художников-пейзажистов нет ни одного, чье мастерство, умение запечатлеть природу на холсте, равнялось бы таланту Ивана Шишкина. Его способность тонко воспроизводить любой куст или дерево до мельчайших деталей поистине поразительна.
Ели, березы, дубы — все передано на холст с фотографической точностью без лишних прикрас и недосказанностей. Листья, ветки, кора — все это было воспроизведено в точности. И даже в таких мелочах, как почва, на которой растут деревья, трава, камни, Шишкин всегда был точен.
На
чтобы перечислить все картины художника, потребуется немало времени, ведь его творческое наследие отнюдь не ограничивается знаменитым «Утром в сосновом лесу».
Большую часть его работ занимают «случайные» зарисовки, запечатлевающие природу во всех ее проявлениях. Художник начал их делать еще будучи студентом Академии художеств, затем всю жизнь обращался к жанру этюда, совершенствуя себя. Так, на примере более поздних этюдов видно, как художник стремится точнее передать нюансы натуры, экспрессию образов, используя принципы тональной живописи.
Эскиз «Тухляк» (1893) свидетельствовал, в том числе, о поисках Шишкина. В этом образе есть две особенности. Прежде всего, это необычайно яркий тон изображения, свидетельствующий о том, что в качестве образа художник избрал рассвет. Подобное настроение присутствует и в уже упомянутом «Утре…», но и там яркие краски звучат все же не так проникновенно, как в «Волежнике».
Кроме того, интересен и выбор объекта картины – валежник, то есть деревья, которые, сломанные бурей или по какой-либо другой причине, упали на землю. Это лишь доказывает интерес Шишкина к любым, даже микроскопическим и незаметным изменениям в природе, которые, по его мнению, вполне достойны картины.