Не очень известное по сравнению с более поздними произведениями великого Ивана Шишкина полотно было создано в 1856 году для первого конкурсного испытания в Академии художеств. Высокое мастерство автора было отмечено малой серебряной медалью и получило множество лестных отзывов признанных, маститых художников. Особо отмечалось большое портретное сходство пейзажа с природой.
Картина отличается от обычных шишкинских работ этой тематики кропотливой прорисовкой мелких деталей. Четкий контур персонажей
как лубок он кажется слишком контрастным.
Сюжет очень простой, незамысловатый, с обычным бытовым подтекстом.
На переднем плане лошадь медленно тянет карету с дремлющим возницей. Видимо, монотонный скрип коляски убаюкал возницу, и сон принял мужчину в свои теплые объятия. Кроме того, его одолела усталость после тяжелой работы — на заднем плане видно поле с высоким стогом сена и сжатой полосой узкого поля. Зритель понимает, что фермер возвращается с работы. Путь идет через лес, где карета едет по мостикам через овраг. Скрип колес, приглушенный цокот копыт, тихое похрапывание — единственные звуки, нарушающие мирную тишину окрестностей. Сон о водителе ничего не беспокоит. Кругом — звенящая тишина, и ни души вокруг.
Лиственный лес, цветочная поляна, бездонное лазурное небо с облаками над верхушками лесов в глубине полотна составляют невероятно капризный пейзаж. В этой работе художник смог максимально точно использовать свое уникальное мастерство, детально воспроизвести краской мельчайшие жилки листьев, крохотные шишки на хвойных деревьях, корневища многовековых великанов, заросли сухостоя, луга и редкие полевые цветы в его сдержанной красоте.
Если внимательно присмотреться к раскидистому высокому дереву в левой части полотна и группе деревьев у горизонта, то можно увидеть, как филигранно изображены нависшие над дорогой мелкие листья кроны. Столь же замечательно прорисован куст справа.
В картине так много солнечного света и летнего зноя, что зритель буквально ощущает струящееся от полотна тепло и теплое дыхание погожего дня.
Шишкину наиболее удавались пейзажи, наполненные величественным покоем, царственной, ничто и никто не нарушал тишины. Картина «Вид в окрестностях Петербурга» как нельзя лучше иллюстрирует его уникальный талант, снискавший автору славу и почитание во всем мире.
Шедевр пейзажных текстов хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.