У этого великого пейзажиста есть разные работы. Разными способами ему удавалось показать жесткую русскую натуру. Почти все разнообразие природного комплекса России с его издержками в виде дождя, снега, засухи… Мы получили множество картин этого художника, и почти все они известны нам с детства. Его замечательные работы то и дело восхищали посетителей выставок или галерей. И теперь они доставляют не меньше радости с течением времени. И это не было достаточно долго.
Казалось бы, ничего необычного
не показано на холсте. Мы просто видим дерево среднего размера, которое упало прямо перед нами. Кажется, крепкое по своей структуре дерево оказалось гнилым изнутри. Именно из-за того, что он прогнил внутри, он упал. Несмотря на то, что корни дерева были крепкими и глубоко укоренившимися в земле. Это не спасло дерево от гибели. И все же, наверняка, живописец изобразил это дерево не просто так. Не просто так…
Уже тогда по России бродил дух свободы, что впоследствии привело к свержению царской семьи и осуществлению революции. Когда мыслишь чисто исторически, глядя на это полотно, начинаешь предполагать, что это именно то время. Дерево казалось внешне таким же могущественным, как Российская империя до 1913 года, но оказалось, что общество совершенно не готово к переменам, и поэтому оно рухнуло. Сверху — крепкий, внутри — гнилой. Вот она символика художника. Хотя на самом деле мало кто может точно сказать, почему родилось это полотно. Возможно, автор имел в виду что-то другое. Теперь ты даже не спрашиваешь.
Но полотно было восторженно принято простым народом, а вот чиновники встретили это полотно с явной настороженностью. В то же время мало кто мог назвать Шишкина революционером. Скорее, он был новатором в своем деле — новатором-пейзажистом, и больше ему ничего не было нужно. Но кто знает, кто знает…