На протяжении всей своей жизни Жан-Батист Шарден писал свои работы практически только в двух направлениях – бытовые сцены и натюрморты. Художник свободно владел обоими жанрами. В бытовых композициях он показывал жизнь низшего сословия — работниц, играющих детей. В своих натюрмортах Шарден также придерживался простоты, изображая, казалось бы, невидимые предметы.
В этих картинах он показывает стремление познать жизнь предметов, радость от многообразия природных
вещи и их красота.
Натюрморт «Атрибуты искусств» был заказан живописцу Екатериной II. Она хотела украсить один из залов петербургской Академии художеств. Шарден изобразил образ гораздо спокойнее, чем многие другие работы.
Композиция натюрморта прекрасно составлена. В нем видна гармония, характерная для всех работ художника. На главной плоскости картины расположена статуэтка Меркурия, выполненная французским скульптором Пигалем. Вокруг фигуры рабочие инструменты художников, архитекторов и скульпторов. Кисти и палитра валялись в коробке с красками. Из синего футляра выглядывают сверкающие холодным блеском инструменты чертежника. Вокруг громоздятся стопки книг и гравюр. Но, несмотря на кажущийся хаос вокруг, композиция картины выстроена в четком порядке.
Классический художественный порядок подчеркивается красочной цветовой палитрой, богатой разными оттенками. Но при этом образ скуп на яркие краски. Среди сдержанных коричневых, белых и серых цветов выделяются лишь несколько ярких пятен. Натюрморт словно пропитан спокойствием и уравновешенностью, кажется, что художник вдохнул жизнь в неодушевленные предметы на холсте.