Большая одалиска — картина французского художника Жана Энгра, написанная в 1814 году. Он написал свое полотно по заказу королевы Неаполя Каролины Мюрат. Эта картина стала самым значительным и известным достижением во всем творчестве Энгра.
На своем полотне Энгр подражал величайшим художникам эпохи Возрождения, идеализируя и усиливая черты позировавших ему моделей, добиваясь выразительности форм и достижения идеальных пропорций.
В картине «Великая одалиска» художник добавил 3
лишние позвонки, которые в свое время заметили критики. Но несмотря на то, что французский художник нарушил анатомические пропорции, картина в целом выглядит очень гармонично.
Обнаженная одалиска изображена, как любил часто писать Энгр, со спины. Ее тело и осанка удивительно гибкие и женственные. Энгр мастерски изображает закрученные ткани и складки драпировок.
В образе обилие восточных украшений и атрибутов, например: головной убор, веер и курительные принадлежности. Широко известно, что голова прекрасной одалиски почти идентична женской голове, изображенной на картине Энгра «Рафаэль и Форнарина».
Такие украшения, как браслеты на запястье и обруч из чистого золота, украшенный рубинами и жемчугом, украшают и без того совершенное юное тело девушки.
Критики того времени неоднозначно восприняли картину «Великая одалиска». Энгра критиковали за несоблюдение анатомических пропорций и отсутствие конкретной жизни. Других художников удовлетворил загадочный образ девушки, которую влечет экзотика Востока.
После падения Наполеона заказчик не смог принять картину. В 1899 году картину купил Лувр, где она и находится по сей день.