В Дрезденской галерее каждая картина — шедевр, но она подкупает простотой и изысканностью одновременно. Это картина Жана-Этьена Лиотара «Шоколадница», написанная между 1743 и 1745 годами на пергаменте пастелью. Размер изображения невелик, но вот уже сотни лет вокруг него собираются поклонники, восхищающиеся очаровательным образом. Чем же так привлекательна эта работа?
Известно, что натурщицей выступала горничная при австрийском дворе императрицы Анна Бальдауф. Юная красавица покорила молодых
принц Дитрихштейн, который женился на ней и заказал Лиотару ее портрет в той самой одежде, в которой он впервые увидел свою возлюбленную.
Работа выполнена пастелью, восковыми палочками на основе натурального растительного воска. Материал очень пластичен, отлично ложится на бумагу, но для работы с ним нужно иметь высочайшее мастерство.
Сюжет в картине предельно прост. Перед нами в одежде служанки стоит молодая служанка, с подносом в руках. Нет лишних мешающих элементов, нет окружения. Все внимание направлено на красивое изображение.
Фигура девушки изящна: прямая спина, открытая шея, тонкая талия, плавные изгибы рук. Выразительное лицо завораживает: белоснежная кожа, правильный нос, припухшие губы, взгляд открытый и лучистый, но слегка опущенный. На голове розовый чепчик с кружевами, типичная одежда горничной.
Но какое сочетание цветов! Песочно-золотой корсаж, серебристо-серая юбка и белоснежный фартук написаны так изящно, что кажется, можно услышать их шорох, если девушка оживет и сделает шаг. Поднос в его руках без излишеств, но на нем идеально прописанный стакан с водой и знаменитый мейсенский фарфор, в который налит шоколад – еда королей.
«Шоколадница» Лиотара стала любимицей публики; она выделяется своей нежностью, искренностью и тонкими живописными нюансами.