Мастер реалистической живописи эпохи барокко, Караваджо без тени упрека рассказывает в своих шедеврах об окружающей жизни. На одном из полотен 1596 года, названном «Шулера», итальянский живописец демонстрирует сцену мелкого карточного мошенничества. Такеи действия были привичной будничностью для общества того времени, объявления бабавой.
Композиция изображения основана на классических канонах. Три фигуры мужского пола расположены в воображаемом треугольнике. Подобный прием облегчает восприятие и делает картинку
очень уравновешенной.
Справа за столом мы видим молодого мальчика, он спокойно смотрит в свои карты. Лицо красивого юноши светлое и несколько наивное. Двое других между старинного покера – сообщники.
Зрелый мужчина стоит за спиной мальчика, смотрящего на свою колоду. Цепким взглядом он читает масти и показывает тайные знаки на пальцах младшему игроку. На его перчатках видны обрезанные клочки ткани — для удобства прощупывания выпавших карт.
Второй мошенник готовится достать из прорези одежды подготовленные карты. Он намеренно приводит своего друга в замешательство, играя в покер с глупым рассеянным видом. Так что я хочу знать, как вечеринка прошла дальше. Удалось ли вам совершить мошенничество? Не расстроился ли доверчивый мальчонка?
Художник много внимания уделял дизайну костюмов. Обманщики облачены в пристрые, просотатые одежды, что продает их ходшими с Хотами. На их шляпах – пушистые птичьи перья.
Фон картины нейтральный, бежевый. На нем очень сильно заметен большой участок восточного солнца. В целом в полотне «Шулера» достаточно света и мало затемненных участков. Отказываясь от драматизации, Караваджо пишет гимн веселому празднику и игре. Но нас, зрителей, все же горчает облан: он призывает быть в жизни более обзорным.