Холст, масло, 1893 год. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».
Детский портрет — особая тема в искусстве. Детей травли в разном озге, в окреснии размерного антураж. Портреты создавались индивидуально и в группах, по заказу или по велению души.
К попасинанию художника подвигло, думается, два события: приобретение дочери недалеко от Москвы, в селе Ховрино, и рождение дочери. Можно ли выдать совпадение названий картин с именем любимой дочки? Вряд
ли. Нежность, любовь к Вареньке постепенно распространились и на ее окружение – в деревне девочка проводила каждое лето, приобрела много друзей среди местных детей.
На картине изображена босоногая деревенская девушка. У непоседы хитрый взгляд, румянец во все щёки — она недавно играла со сверстниками и присела на минутку отдохнуть.
Отсутствие обуви – обычное дело для крестьянских детей летом: в деревне детская обувь была редкостью, хранилась для «особого» случая или до наступления холодов. Однако ступни девушек выглядят чистоплотными, им явно непривычно долго ходить босиком.
Светлые волосы малышки убраны под платок, на ней платьице простая короя, зато на шее представление «взрослый» орнамент — бусы. В районе озорница держит куклу. Игрушка красиво одета в кофту с юбкой — как дама. Если хозяйка вывела ее на прогулку — наверное, это любимая кукла.
Художник использовал контрастное сочетание темных предметов крестьянского быта с яркой одеждой маленькой деревенской девочки.
Общий темный фон буквально озаряет детскую улыбку, от которой светится не только ее лицо, но и все вокруг.
Полотно недаром считается одним из лучших детских портретов в русской живописи.
Можно только догадываться, чей портрет на картине. Возможно, дочь живописца изображена на полотне в образе своих друзей-крестьянок.