Фридрих всегда придерживался религиозной тематики — эта тема была ему наиболее интересна и близка. «Монах у моря» — картина, которая вместе с другой («Аббатство в дубовом лесу») принесла ему успех. На ней изображено тихое темное море. По ней бежит плеск волн, шуршит берег прибой. На ней, на ровной светлой земле, стоит монах в коричневой рясе.
Невозможно сказать, молод он или стар, но его поза свидетельствует о спокойствии и умиротворении. Монах ничего не ждет, ни на что не надеется он просто стоит
слегка наклоните голову, держа спину прямо, и посмотрите на море, которое играет само с собой и медленно подтачивает берег. Над морем, почти слившись с ним, небо. Тяжелые облака у горизонта лежат на нем мокрой грудой, но чем выше поднимаешься к небу, тем светлее и белее они становятся.
Они закручиваются в причудливые спирали, образуя смутные фигуры, нарисованные нам не художником, а нашим воображением. Над ними ясное небо. Если цвет облаков темный и холодный, сероватый в самой светлой части, похожий на цвет моря в самой темной части, то цвет неба разительно отличается от него. В нем есть оттенки желтого. Он кажется воздушным и мягким, как небо на рассвете. Чем выше, тем темнее, но это иная тьма, чем у моря. Он не кажется ни гнетущим, ни угрожающим, он предполагает звезды и луну, которая где-то на неизмеримой высоте вращается вокруг мира.
Что монах может искать в таком море? Вряд ли он ждет корабль, ведь он не в гавани и не на пристани. Скорее, он просто слушает тишину, нарушаемую лишь шепотом волн и криками чаек, которые должны быть у каждого моря. Скорее, он просто ищет Бога в окружающем его мире, который, по мнению христиан, есть везде. Достаточно просто быть в ладу с собой и природой, чтобы почувствовать его присутствие.
Этой гармонией дышит вся картина, это умение ни с чем не вступать в противоречие, в то же время являясь частью моря, неба и Бога.