Сорока — картина Клода Моне, написанная в 1968 году и сейчас находящаяся в Музее Орсе в Париже. На первый взгляд изображение кажется очень простым, на нем изображен плетень, сидящий на подрезной калитке, фруктовые деревья, дом на боку и снег. Видно, что на холст нанесены широкие и быстрые мазки. Но эта визуальная простота буквально завораживает зрителя, заставляет вглядеться в картину.
Белый цвет, используемый Моне, особенный, не имеющий аналогов в живописи. На фоне заснеженного пейзажа Моне играет светом
и тень, создающая особую чувственную атмосферу в холодный день. Изображение кажется прозрачным. Тонкий переход от света к тени завораживает. Моне использует для написания картины только мягкие, но блестящие оттенки. Этот образ принято считать своеобразным аналогом стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
Очень сложно работать в снежном пейзаже, но Моне вдохновлялся Писсарро и Ренуаром. Им овладевает желание показать зрителю простой пейзаж, который западает в душу. До Сороки Курбе освоил жанр зимнего пейзажа, но его живопись более живая, открывающая зрителю множество деталей: людей, лошадей, собак и только потом снег. Клод Моне отступает от живости Курбе и предпочитает изображать на картине лишь маленькую сороку, неуклюже усевшуюся на забор. Казалось, что она случайно появилась на снимке и не привлекает особого внимания. Художник называет это «одиноким пятном».
Простая картина, без ярких линий и деталей, не была принята современниками художника. Публика в то время привыкла к совсем другим картинам и была не готова к восприятию легкости и красоты зимнего пейзажа. Парижский салон отвергает это творение Клода Моне. Позже картину принимают, классифицируют как импрессионистическую и помещают в музей.