Моне является одним из самых важных сторонников импрессионизма. Своими картинами он заложил основу современного искусства и еще больше произвел революцию в европейской живописи.
«Завтрак на траве» — своего рода манифест в поддержку одноименной картины Эдуара Мане, вызвавшей в 1863 году настоящий скандал в Салоне «Отверженные». На этом изображении была изображена обнаженная женщина в окружении одетых мужчин — неслыханная дерзость по тем временам.
В 1865 году Клод Моне начинает работу над собственной версией
Картина «Завтрак на траве». Полотно задумано огромным – 6х4,6 м.
Сначала художник делает наброски и небольшие зарисовки в лесу Фонтенбло, а затем рисует в мастерской отдельно мужские и женские модели (для которых позировала его будущая жена Камилла Донсье). Позже художник все гармонично расставляет, вписывая модели в пейзаж.
Картина «Завтрак на траве» представляет собой собрание элегантных мужчин и женщин, устраивающих пикник на природе в тени вековых деревьев. По сердцу, вырезанному на коре одного из них, можно судить, в каком романтическом настроении Моне создавал этот шедевр.
Картина построена по принципу светотени. Солнечные лучи пронизывают все полотно художника и струятся сквозь листву деревьев. Отчаянно ища света, Моне буквально заполнил им всю картину, солнечные лучи мягко ложились на разные фрагменты картины — ткань дамских платьев, клочки травы или человеческую кожу.
К сожалению, полотно так и не было закончено художником, и в 1878 году Моне оставляет его в залог в оплату за проживание владельцу гостиницы. Спустя много лет художник пытается завершить забытый шедевр, но некоторые детали сильно повреждены влагой, поэтому Моне просто отрезает лишнее и от основной идеи, которая сейчас хранится в Лувре, остаются лишь фрагменты, а Эскиз картины в натуральную величину находится в Statens kunstmuseum. Пушкин в Москве. Только благодаря этим уцелевшим зернам потомки французского импрессиониста и сегодня могут восхищаться его Богом данным талантом.