Картина Константина Флавицкого «Княгиня Тараканова», которую видел каждый, кто хоть раз побывал в Третьяковской галерее.
Всех поразит драматизм и естественность этого произведения, в основе которого реальная история, имевшая место во времена правления Екатерины II. Всех внебрачных детей Елизаветы Петровны звали Таракановыми, но на картине изображена не только дочь царицы, которой так и не суждено было стать наследницей, а самозванка, выдававшая себя за таковую! Она называла себя Елизаветой Владимирской
она довольно долго жила в Италии, убеждая всех в своем родстве с королевской династией. Но через некоторое время об обмане узнала Екатерина II, а обманщицу арестовали в Петропавловской крепости, где она и умерла, а ее смерть обросла легендами.
Одно из предположений заключалось в том, что во время разлива Невы камеру девушки полностью затопило. Эта легенда понравилась Флавицкому своей драматичностью, и именно эту легенду он избрал сюжетом своей знаменитой картины.
На картине мы видим Тараканову, стоящую на почти ушедшей под воду кровати, по которой карабкаются крысы в надежде спастись. Она, в отличие от них, в полнейшем отчаянии прислонилась к стене и, закрыв глаза и обратив лицо к небу, ожидает своей неминуемой участи. О чем она думает? Скорее всего — жалеет, сожалеет о непрожитой жизни. Основа образа — сильные контрасты, как в цвете, так и в деталях: роскошное прошлое, где «принцесса» ни в чем себе не отказывала, и от которого осталось только роскошное платье, противопоставлено сущности скучного настоящего.
А дышащее красотой и жизнью тело девушки контрастирует с приближающейся смертью и ужасом, застывшим на ее лице. А как живописно автор картины выделяет яркий наряд принцессы и ее сверкающее на солнце одеяло на фоне мрачного и унылого цвета, что делает картину еще более трагичной: вот он — отрывок из укороченная по своей вине жизнь девушки, которая окружена смертью со всех сторон.
Картина Флавицкого когда-то вызвала большое неудовольствие царской семьи из-за раскрытия тщательно скрываемой от публики истории, причем именно в таком виде. Но, несмотря на это, мастерски написанное полотно, в котором человечности, выразительности и правды больше, чем во всем, что хотя бы отдаленно бросает тень на известную фамилию, не было уничтожено, а хранится по сей день в Третьяковской галерее.