Портретом в живописи называют художественный образ человека, передающий его внутренний мир. В пространстве полотна нет ничего лишнего, что отвлекало бы зрителя от изображаемого персонажа.
Среди огромного художественного наследия Константина Маковского огромное место занимают женские портреты. Одна из лучших и, наверное, самая красивая и выразительная — «Девушка в костюме Флоры», исполненная в романтической манере.
Девушка изображена не в повседневной одежде — художник видел ее в романтической одежде
одеянии богини. Глядя на изображение, зритель постепенно начинает верить, что именно так много тысяч лет назад выглядела греческая богиня весны и цветов Флора – настолько органично вплетается в портрет образ современницы художника с ее превращением в мифологическую героиня.
Легкая прозрачная фата окутала бюст красавицы воздушным облаком, облако легкой ткани со скромными полевыми ромашками слегка прикрывает покатые плечи.
Густые черные волосы, красиво украшенные, обрамляют нежную бледность лица, в прическу искусно вплетены живые цветы.
От лица девушки невозможно отвести взгляд: ее темные глаза, глубокий кроткий взгляд не отпускают, повергая зрителя в волшебное оцепенение от пленительного духа красоты. Тонкие черты лица: «соболиная бровь», изящно приподнятая, идеальная форма губ, прямой нос, выразительные большие глаза — в русской «гречанке» все восхищает и покоряет с первого взгляда.
Цветной фон картины эффектно освещает образ красавицы.
Левая сторона приглушена, темна и плохо написана. В отличие от этого правая часть осветлена, еще сильнее контрастируя с темными кудрями персонажа.
Портрет вызывает чувство удивления и восхищения удивительной красотой изображения с одной стороны, а с другой — виртуозным мастерством автора.