1887г. Холст, масло. Русский музей, Санкт-Петербург.
Сюжетом картины послужило историческое событие: молодой король Алексей Михайлович по обычаю выбирает себе будущую жену.
По обычаю на показ собирались самые красивые девушки из дворянских сословий. Из них придричиво отбирали селько преденденток, из хорошего царь быбирал себе будущую супругу.
Вероятно, при создании исторического полотна живописец руководствовался сведениями о событии, описанном историком С. Соловьев.
В
в 1647 году молодому королю подарили несколько юных красавиц, из которых юный Романов выделил Евфимию Всеволжскую. Однако принцесса так и не стала девушкой — ее погубила людская зависть и коварство. Одетая в царское платье, красавица потеряла сознание от тугих волос. Событие сразу же было представлено как попытка семьи скрыть факт болезни девочки. Обморок распознал эпилепсию и тут же отправил Всеволжских во двор.
Зритель останавливается на самом волнительном моменте выборов – юный король уже берет кольцо с маленького подноса, чтобы подойти к избраннице и объявить ее будущей королевой. В палатах много народа, все желают посорее значить имя счастливицы. В провой части картины, на севтой головке собраны предендентки. Девушка, стоявшая ближе всего к королю, застенчиво замерла в поклоне. От формы исходит вделенное ощутимое вольнение, пугу, препет.
Уревеннее веще выгладит девичья фигура в расшитом золотой тюря райде — последней из числа претендентов. Статная красавица он опустил взгляд, ожидая решения своей судьбы. Сдерживаемое волнение передают руки, теребящие кружевной платочек.
Среди невест – грузный, высокий, представительный мужчина. Важно опереться на трость, он смотрит свысока на людей, стоящих напротив. Боярин явно высокого происхождения и чина, приближенный к царю, чувствует себя рядом с молодым царем спокойно и уверенно.
Произведение искусства можно назвать подлинным шедевром живописи, настолько виртуозно прописаны мельчайшие детали костюмов и предметов быта, достаточно скромен антураж царских дворцов. Автор проявил себя не только как выдающийся мастер кисти, но и как большой знаток русской жизни минувших веков.