Сын искусствоведа и хранителя коллекций Эрмитажа, он с детства впитывал все тонкости письма и формировал свой индивидуальный стиль. В юности жил в России, позже переехал во Францию.
Во многих своих работах художник обращается к живописи Ватто, отразившей традиции «галантного стиля». Он рисует сцены из обычной жизни, такие как свидания в парковых зонах, проведение торжественных мероприятий, поцелуи в укромных местах, таких как беседки и аллеи.
Однако все его персонажи специфичны. Они носят платья
с бантами, на голове роскошные камзолы и напудренные парики. Они уже не на людях, а скорее всего на марионетках, которые разыгрывают вечно веселый спектакль на разные темы, в том числе и исторические.
Сомов заимствует у итальянской комедии эффекты в действиях неожиданного вторжения и подглядывания, указывая зрителю на их печально-саркастический мотив, а не на их комическую значимость.
Все его работы невольно переносят зрителя в мир воспоминаний, сна и идиллии, которого больше нет. Несомненно, художник тоскует по ней и понимает, что вернуть утраченную гармонию невозможно.
По его словам, все люди — марионетки и призраки, которые постоянно развлекаются. Они обречены на вечеринку на всю жизнь. Они пусты внутри и не умеют ничего делать, кроме как развлекаться. Под одеждой и масками скрывается колдовская сущность и смерть.
Его преследуют одухотворенные мысли, и он воплощает их на странном полотне под названием «Арлекин и смерть». Здесь в центре картины изображен улыбающийся, насмешливый скелет, а его двойник – Арлекин. Позади изображены влюбленные фигуры, символизирующие любовь, комедию и трагедию.
Картина демонстрирует расцвет жизни и эйфорию любви, но заканчивается она смертью, ставшей повелительницей жизни, эмоций, страсти и галантности.