Когда смотришь на эту грандиозную картину, ощущаешь вторжение чего-то странного, непонятного обычному человеку. Мы видим армию, марширующую вдалеке. Лица солдат абсолютно серьезны, на них не отражено ни одной эмоции. Есть ощущение безнадежности и неизбежности.
Этот образ невероятно символичен. Сложность заключается в том, что все выбранные в нем символы могут трактоваться совершенно по-разному.
Васильев посвятил свою картину событиям Великой Отечественной войны. Люди помнят меня
что они не должны воспринимать войну в целом.
Мы чувствуем неотвратимую поступь нацистских полчищ, марширующих по русской земле. Не случайно картина называется «Вторжение». Васильев не изображает мятежных немецких захватчиков. У зрителя возникает ощущение, что это враги, не имеющие временной характеристики. Так было всегда. Картина посвящена Великой Отечественной войне, но тема намного шире. Оно действительно философское, оно раскрывает мироощущение и мировоззрение художника.
Полотна Васильева невероятно холодны. Неслучайно палитра сине-серых тонов. Перед нами словно не картина, а какая-то мрачная старая гравюра.
Художник отбрасывает нас к дохристианскому язычеству. Ницше сыграл большую роль в духовном развитии Васильева. На художника сильно повлияла мифология философа. Она пропила все его рассказы.
Сегодня картина «Вторжение» актуальна как никогда. Художник здесь не раскрывает своего понимания военного времени как такового, а делает самое большое обобщение: враги во все времена стремятся раз и навсегда поселить российскую культуру и ее особую духовность.
Художник свято верил, что самосознание русского народа бессмертно. Это то, что становится доминирующим во всем его творчестве.