Картина Кукрыниксов «Конец» написана в 1947-1948 годах и по праву считается высшим достижением в живописи известного творческого коллектива, искусство которого получило широкое развитие в советское время, от политического плаката до жанровых произведений.
Куприянов, Крылов и Соколов — три «столпа» и основатель Кукрыниксов — много говорили о создании этой картины, постоянно упоминая о своем стремлении запечатлеть «крах фашизма», и художники, пожалуй, справились со своей задачей вполне
и полностью.
На почти квадратном полотне слева от центра изображен лидер нацистской Германии Адольф Гитлер, выражение лица и поза которого раскрывают страх и отчаяние тирана. Он стоит в дверях, комично запрокинув голову, беспомощно пытаясь сохранить невозмутимое выражение лица, хотя сам задыхается от волнения.
Интересно, что особенностью Кукрыниксов является их карикатурное мастерство, что хорошо видно в работе на такую страшную тему, как фашизм. В результате Гитлер оказывается до крайности трагикомичным, как и остальные лидеры движения, которые сидят за столом и даже не смотрят друг на друга.
Образ производит сильное впечатление даже на зрителя, не знакомого с темой и изображенными героями повести. Напряжение создается благодаря формату, очень плотно «собирающему» фигуры, мастерски проработанной светотени и богатому колориту.
Свет падает из неустановленного источника, откуда-то справа, где скорее всего находится окно, в которое смотрит главный герой.
Болезненный свет захватывает лица Гитлера и его подданных, фокусирует и не дает им спрятаться. Кукрыниксам удалось запечатлеть то, что боялись изобразить многие художники его времени, и сделали они это с впечатляющей силой.