Художественное произведение Петрова-Водкина «Купание красного коня» выделяется среди других его картин хотя бы тем, что было известно всем в советское время. И это во время безусловного торжества социалистического реализма!
Это изображение впечатляет масштабностью и яркостью красок. Цветовая гамма построена на контрасте красного и синего. Заметно также характерное для символизма уплощение форм наряду с заполнением большей части полотна одним тоном.
Процесс купания лошади – обычная ситуация для русского человека
жизнь того времени, а потому довольно обычное действие в живописи того времени. Россия часто ассоциируется с лошадью, сюжету достаточно напомнить о печально известной гоголевской «птице-тройке» или о «степной кобыле» А. Блока.
Багровый конь на этой картине воспринимается зрителем точно так же – как аллегория России, вырвавшейся из рук молодого всадника, едва справляющегося с поводьями. Стоит добавить, что масть лошади никоим образом не является отсылкой к победившим в 1917 году большевикам.
На самом деле этот цвет является символом агрессии и опасности. Кроме того, «красный» — это архаичная форма слова «красивый». Дело в том, что художник часто использовал для написания живописи технику и цветовые решения, характерные для русской иконописи.
Сюжет, цвет и композиционный центр картины – это, безусловно, лошадь. Он настолько огромен, что его даже не видно в полный рост, он просто не помещается на полотне в целом. Он буквально излучает силу. Огненно-рыжий, кроваво-красный конь на этом снимке делает его совершенно нереальным. Кажется, он намеренно позволяет всаднику держаться за себя. Его зрачок, направленный на зрителя, создает необычное ощущение, что животное думает о чем-то невероятно важном, как будто оно знает что-то очень важное, но мы, люди, не в состоянии это услышать.
Молодой парень без одежды, сидящий верхом, еще больше подчеркивает масть лошади и почти не ограничивает его свободный порыв. Это упрямство животного усиливается концентрическими кругами на фоне копыта, в то время как остальная часть водоема находится в спокойном состоянии.
На полотне есть еще две лошади — оранжевая и белая — также со всадниками, но именно рыжая прорисована очень четко и подробно, тогда как морда всадника изображена довольно схематично. О прибрежном пространстве и говорить нечего: изогнутое невообразимой дугой оно скорее напоминает абстракцию.