На своей картине русский художник Кузьма Петрович Петров-Водкин изобразил молодую женщину, кормящую грудью своего ребенка. Неслучайно художник обратился к теме материнства в 1912 году. В течение шести лет он и его любимая жена по имени Мара безуспешно пытались зачать ребенка.
Поэтому в это время он рисует одну за другой картины материнства, таким образом прося у Бога собственного счастья. И только через 10 лет после картины «Мать», 1 октября 1922 года, жена Кузьмы Сергеевича наконец-то рожает долгожданного
дети. Говорили даже, что перед родами он видел во сне свою дочь…
Полотно «Мать» выполнено в излюбленной художником красной цветовой гамме. Смысловым центром этого образа является фигура молодой крестьянки, сидящей в русской избе и кормящей младенца.
При первом взгляде на нее зритель не находит ничего выдающегося — юная девушка из крестьянского сословия, ничем не примечательной внешности, в обычной для того времени одежде. Но рассматривая сюжет картины более подробно, начинаешь замечать, что поза и жесты женщины невольно напоминают Мадонн эпохи Возрождения или мать Иисуса — Деву Марию, на руках которой лежит невинное дитя.
На картине Петрова-Водкина ребенок лежит совершенно беззаботно и пьет молоко кормящей матери. Недаром художников и иконописцев всегда вдохновляла тема материнства, ведь оно воплощает в себе одновременно любовь, защиту и заботу, которая окружает и оберегает не только детей, но и все вокруг.
Фигура женщины собирает вокруг себя все то, без чего человеку трудно существовать на этой грешной земле, по-настоящему отзываться на чужую боль и спешить им на помощь. Ведь мать не только дает жизнь, она одновременно является Родиной и источником жизни любого человека, который ничем не заменить.