Идея Кузьмы Петрова-Водкина была предельно проста и реалистична: окончание гражданской войны в начале XX века, раздача квартир, ранее принадлежавших мещанам, рабочим и военным. Одну из таких квартир получил молодой человек, сидящий за столом с трубкой в руках. Переезд.
Рассмотрим некоторые особо важные фрагменты полотна.
Справа от нового хозяина сидит мужчина, поднявший руку. Это главный рассказчик. Заметьте, речь идет не о хозяине, не о его населенном пункте, а о каких-то переживаниях и рассказах человека
с поднятой рукой.
За окном хорошо видна Петропавловская крепость, а значит, эта резиденция элитная, ведь стоит на Дворцовой набережной. Но разве может быть у буржуя бедная дача?!
Возле горшковой печи, на которой топится котел (а что вы хотите, война только что закончилась, предстоит еще много работы по восстановлению нормальной жизни, например, вставка стекла вместо фанеры над головой молодого человека у окна) стоит бывший фронтовик, выживший, но со сломанной рукой, а рядом скромная женщина в розовом платье. Они ушли на пенсию, несмотря на то, что находятся в обществе и воркуют.
Кормящая мать, сидящая у печи, — явная отсылка к Мадонне, какой бы художнице ни была!
В образе богатого обустройства прежнего хозяина и неприхотливой жизни теперешнего есть несколько сравнений: дорогой стул (пустой, кстати!) и деревянная табуретка; хороший ковер и маленький дешевый ковер; нарядные картины в позолоченных рамах и скудный стол (в смысле угощение) по случаю праздника; огромный роскошный туалетный столик, пересекаемый почти ржавой трубой.
В правом верхнем углу висит пустая рамка. По сути это оклад, только иконки новой системой уже не предусмотрены.
Во всем заметно, что художник все заранее спланировал, тщательно подготовил, где кого и что он собирался поставить, и только потом рисовал по замыслу. Получилось хорошо, много персонажей, разных и в то же время похожих, живут общей идеей, много предметов быта, единственный минус — цветовая гамма всей композиции: вроде бы, новоселье, праздник — но все скучно, скучно…