Мы видим грандиозное полотно. Художнику удалось изобразить современную крестьянскую Россию. Похоже, он исходит из фантастической дымки. Охватить одним взглядом всю землю просто невозможно, настолько она огромна.
Художник смотрит на поля, холмы, реки и горы с большой высоты, кажется, что он плывет вместе с птицами. Оттуда Петров-Водкин думает о Руси. Детали в пейзаже меняются размеренно. Одна картина следует за другой. Люди живут и работают на этой огромной земле.
На этом полотне нет всеобъемлющего сюжета.
Он объединяет явления и действия, совершенно не связанные внешне. Зритель видит черты крестьянского быта. Все его фазы предшествуют нам, от рождения до смерти. Если взять отдельного человека, то все события происходят последовательно. Но если посмотреть на жизнь большого народа, то все события происходят одновременно.
Художник изображает не только деревню, но и страну в целом, населенную людьми. Поэтому он удаляется от внешней реальности. Художник смотрит на землю сверху. Но люди изображены не с высоты, а сбоку. Люди совершенно не связаны по действию. Но всех их объединяют цвета и грандиозные масштабы. Светлый оттенок рубашек и сарафанов гармонирует с нежными красками земли. Этот цвет характерен для людей, которые живут в этой огромной стране.
Цвета на картинке немного приглушены. Они впечатляют своей чистотой и особой матовостью. Вполне вероятно, что это творение могло быть фреской монументального характера.
В этом шедевре художник развивает огромную тему России. Он демонстрирует материнство, любовь, человеческую жизнь, смерть. В России всегда ужин. Перед нами не та реальность, которую художник видит с высоты или со стороны. Это своего рода сказка, которой становится мир.