Картины Кузьмы Петрова-Водкина по праву считаются первыми образцами жанра социалистического реализма. Многие его картины большевистского периода поистине запоминаются и сохраняются в памяти навсегда – но все же самые яркие работы Петрова-Водкина – это, несомненно, портреты. Используя очень скудные средства, художник сумел настолько точно передать характеры своих героев, что не потребовалось никаких дополнительных приемов.
Мария Федоровна, жена художника, была для него неизменной и постоянной
модель. Есть несколько ее портретов, написанных в разное время, разных по настроению, но портрет 1907 года, без сомнения, самый известный и характерный. Это первый портрет Марии, написанный после того, как она стала женой художника. Кузьма поздно женился, до этого много лет провел в одиночестве, а потому души в жене не искал. Настоящее имя Марии было Мара, она жила во Франции, где с ней и познакомился художник, — но, выйдя замуж за Петрова-Водкина, взяла его фамилию, прибавив к своему имени русское отчество — отца девушки звали Феодор.
На картине изображена молодая женщина в темноте, немного грустная. Жизнь не сгубила Кузьму и его жену — картины плохо продавались, денег не было, а надежды молодой жены на безбедную жизнь с известным художником тут же рухнули. Но она стоически переносила все, что выпадало на долю ее и ее мужа. Умная, терпеливая и во всех отношениях положительная женщина – такой мы видим Марию на портрете, написанном ее мужем.