Художественное полотно «Смерть комиссара» заняло первое место в русском живописном процессе Кузьмы Петрова-Водкина. Этому созданию способствовала важная картина с сюжетом «После боя». Одним из ведущих для художника стало содержание жизни, жертвенности и смерти, которое ярко раскрывается в его шедевре.
Более глубоко эта тема воплощена в фильме «Смерть комиссара». В базу данных эпизодов творчества художник включил один из бесчеловечных поединков гражданских войн. Комиссар потерпел поражение в бою, его тяжелое тело лежало на руках
красноармеец, отряд солдат продолжает наступление. Основанный на стабильности действия образ этой сцены выходит за рамки прецедента и преследует вершину философии и звуковой условности.
В этом произведении абсолютно выражена система искусства художника, необыкновенное осознание красочного места и цветовой системы. Концентрируясь на ведущей группе цветов, художник раскрывает важный момент глубины пространства с далекими деревнями, поворотами холмов с синей рекой. Художник отклоняется от классического направления.
В плоскости картины умирают люди, одновременно акцентируя внимание зрителя на моментах жизни. В образе присутствует героический характер, обозначенный резкими цветовыми тонами. Не всегда удается показать военное направление, но Кузьма Сергеевич убедительно убеждает в обратной стороне медали. Не обязательно быть в центре событий, все можно выразить эмоциями.
Многогранное композиционное построение образа люди воспринимают как единство пластических форм реализма. Этому способствуют найденные изображения силуэтных очертаний, центральные группы военно-начальственных объединений показаны с внутренней неугомонностью и решительностью. Петров-Водкин создал шедевр, наиболее точно отвечающий стандартам того времени.