Кузьма Петров-Водкин — русский художник, писавший в духе символизма, и использовал для своих картин некоторые образы из русских народных сказок — животных, людей в необычном антураже. Зрителям прошлого века художник известен как автор популярной в Советском Союзе картины «Купание красного коня», но у творца было множество других удивительных работ, одна из которых — картина «За самоваром», написанная в 1926 год.
На переднем плане картины девушка — женщина в свете, с полными руками и красивая
блузка с лебединым вырезом. Волосы девушки убраны назад и собраны в тугую прическу. Тело девушки видно зрителю только наполовину, одна ее рука прижата к груди, а другая покоится на спинке стула. Позади девушки стоит накрытый стол, покрытый синей скатертью.
Главное место на столе и почти во всем центре картины занимает большой блестящий самовар, вокруг него расставлены стаканы и чашки с горячим чаем. За самоваром зрителю отчетливо видны лицо и фигура другого участника чаепития, задумчивый взгляд которого свидетельствует о том, что собравшиеся за столом и видимые зрителю люди не единственные в этом помещении.
Скорее всего, есть и третий собеседник, рассказ которого собрались слушать с большим вниманием и интересом. Об этом же свидетельствует и поза девушки, которая отвернулась от стола и замерла в ожидании. Также можно увидеть отражение третьего лица, присутствующего в начищенном до блеска самоваре, из которого в дореволюционное время было принято доставать только по особым случаям, каковым, по-видимому, является приход гостя.
Поскольку художник остается сторонником символизма, то на присутствие третьего лица на картине указывает и такая деталь, как четко прорисованная дверь, которая всегда была символом способа обозначить приход нового персонажа, как в живописи и других видах искусства.