Портрет писателя Алексея Николаевича Толстого выполнен в технике литографии и графики в 1909 году. Для работы использовались следующие материалы: серая бумага, графитный карандаш, акварель, тушь, меловая краска, золото, серебро.
В портретах Леон Бакст показал себя прекрасным портретистом, умеющим передать характерные черты и настроение модели. Для этого использовались не только рисунок теней и краски, но и более смелые выразительные средства – контраст объемных и плоских изображений, использование
разные техники.
В портрете Толстого ярко выражено сочетание объемной головы с почти бесплотным телом. Таким образом художник удерживает внимание зрителя на лице автора, и не дает ему потерять контакт с героем. Выразительные глаза смотрят на зрителя с некоторым упреком. Напряжение вокруг плотно закрытого рта не дает возможности даже представить, что автор может улыбаться, смеяться или расслабляться. Лицо показывает жизненную усталость, разочарование и подозрительность.
Красиво прорисованы волосы — нить к нитке, отдельными линиями, повторяющими форму головы. Некоторые пряди выбиваются из прически и таким образом придают живости портрету.
Одежда дана только в намеках — несколькими штрихами создаются контуры галстука, воротника. Достаточно толстые, уверенные линии, рисующие верхнюю часть костюма, постепенно бледнеют, теряют четкость, строгость, подчеркивают важность выражения лица, говорящих глаз модели.
Несмотря на то, что зритель видит только голову и плечи автора, складывается впечатление, что герою сейчас хочется встать, стряхнуть с себя мечту и взяться за дело. Характерная для произведений Л. Бакста энергия, стремление к движению, свободе присутствует и в портрете А. Н. Толстого.
Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.