Работа Леонардо да Винчи «Портрет Джиневры де Бенчи» относится к раннему творчеству художника. Художник очень часто рисовал женщин, это одна из особенностей его творчества. Кроме того, черты лица прорисованы настолько четко и ярко, что совсем не сложно угадать мысли и чувства моделей.
То же самое относится и к этой картине. На нем изображена Джиневра д’Америго де Бенчи, флорентийская поэтесса конца 15 века. По мнению исследователей и специалистов, это, пожалуй, один из первых психологических
портреты того времени, в которых особенно выражено настроение грусти.
По предположению, это связано с тем, что девушка не так давно пережила разрыв с венецианским послом Бернардо Бембо. Это ощущение особенно подчеркивает игра света и теней, виртуозно исполненная Леонардо да Винчи. Акцент сделан на бледном лице девушки, глазах и широких скулах, которые особенно выделяются на темном фоне пейзажа, который изображен на заднем плане. Грусть девушки дополнительно подчеркивается слегка размытыми контурами ее тела — это особая техника, называемая сфумато.
Леонардо да Винчи внес достаточное количество новшеств в художественную технику, и в этой картине он также использовал то, что было не совсем характерно для портретов итальянского Возрождения. Так что лицо Джиневры повернуто вправо, а не влево, что было характерно для портретных традиций.
Споры специалистов не утихают по сей день по поводу этой картины. Некоторые из них считают, что портрет Джиневры обрезан, то есть руки девушки все же должны быть видны. Это связано с тезисом Леонардо, в котором он писал, что людей лучше всего изображать руками, потому что они наиболее полно характеризуют состояние человека и его внутренний мир.
Кроме того, в коллекции Виндзорского замка сохранился рисунок с изображением женских рук, пропорции которого удивительным образом соответствуют портрету Джиневры. Кто знает, может быть, это продолжение картины.