Несколько портретов были написаны художником Марком Шагалом в 1914 году. Один из них «Автопортрет с мольбертом». До этого, с 19 лет, русский живописец с еврейскими корнями обучался азам искусства у многих мастеров. От Витебска до Петербурга, в колыбели новых течений – Париже молодой скульптор формирует свой собственный стиль. Он был основан на кубизме, экспрессионизме и примитивизме.
«Автопортрет с мольбертом» создает первое впечатление таинственности. Художник вполоборота рисует абстракцию
с мольберта смотреть на зрителя.
Увлеченная работа прерывается: ведущая пестрит красочными пятнами, кисть в руке застыла в невесомости, в другой руке палитра, наполненная разными красками. Действие короткое и простое. Но исполнение настолько индивидуально, что сразу запоминается и не позволяет отвлечь внимание от необычной техники художника Шагала.
Бытовой сюжет из творческой жизни автора выполнен контрастными светлыми точками. Рубашка и холст на мольберте сине-белые, по фактуре похожие на облачное небо. Лицо странно желтоватое с коричневыми и зелеными тенями. Даже на темно-коричневой стене можно увидеть белое пятно света.
Некоторые фрагменты картины имеют отчетливо кубический стиль. Палитра из равномерно очерченных кругов алой, черной и зеленой краски имеет квадратную форму. Углы довольно грубые. Нарисованные рядом кисти линейны, небрежны — в стиле примитивизма.
Отсутствие радужной оболочки в белых глазницах портрета выглядит устрашающе и многозначительно. Несравненный способ изображения действительности Шагала завораживает этой оригинальностью и увлекает его в долгое путешествие по закоулкам таинственной души художника.
Увидев его автопортрет, возникает желание познакомиться с остальными работами мастера, рождается уверенность в их оригинальности.