Лист плотно держится на канцелярских кнопках. Одна рука делать зарисовку обшлага с элегантной запонкой. И — если вдруг — из этой нарисованной обложки, которая еще даже не закончена, выбирается вторая рука.
Более того, выходя из окрашенной поверхности, он становится похожим на живое существо. И эта сущность тоже притягивает крышку, но уже без застежки, из которой еще и «живая» рука торчит. «Руки рисуют друг друга». Взаимное заказание, подобие петли, самово производство, — все это та картина, в которой
(как и во многих других, если не во всех) секрет человеческого сознания, превосходства человека над природой и техникой.
Есть версия, что с этой идеей художника натолкнул сам Леонардо да Винчи, имея в своем художественном арсенале эскиз к «Портрету Джиневры де Бенки».
Этой и многими другими литографиями прославился художник Морис Эшер, повергший в трепет все Нидерланды своей новой, необычной и оригинальной по тем временам графикой.
Работы Эшера действительно поражают воображение. Бесконечность, объемные замысловатые фигуры и предметы, существование которых невозможно по законам физики, симметрия, — все это голландец Морис. Последний знал логику и пластичность, а также парадоксы и противоречия. Вкупе с виртуозностью исполнения произведения получились потрясающими. Если вы узнаете, что граф практически не обладал знаниями в области точных наук, вы еще больше удивитесь и впечатлитесь, поняв, как именно он схватывал математические исследования.
Художник не рисовал, он «играл», он играл фигурами, предметами, животными, руками, людьми, узорами… Но – Боже мой! – как мастерски! Поистине удивительно, как простая безобидная игра может превратиться в большое серьезное произведение искусства!