Искусство предполагает экспериментирование, особенно рисование. Многие русские художники испытывали искушение экспериментировать, но не всем удавалось выразить свои внутренние переживания.
Творчество Михаила Александровича Врубеля показало, что художник отказывался работать в публицистическом стиле. Поток художественных новаций отверг существование аналогов шедевра Михаила Врубеля. Этот живописец – сугубо индивидуальный человек, живущий в мире ярких красок и реальности. На счету Врубеля много работ
различных жанров, в том числе портретной тематики.
В 1897 году был выполнен портрет Саввы Мамонтова, мецената и предпринимателя. Купец Савва Иванович удобно сидит в кресле, как будто собирается завязать деловой разговор. Презентабельный вид Саввы Ивановича свидетельствует об утонченном вкусе Врубеля. Эта комната — кабинет, где работает Мамонтов.
Меценат настолько серьезен, что, по мнению портретистов, похож на русского богатыря. В произведение добавились гиперболизм и экспрессия — главная цель Врубеля. Темперамент предпринимателя выражен, как у царя, это заметно, если посмотреть на внешность Саввы Ивановича. В образе Мамонтова присутствуют индивидуальность и строгость, художник не останавливается на передаче чувств и настроений.
Шедевр Михаила Врубеля – это совершенная выразительность структуры творчества живописца. Создав образ мецената, Михаил Александрович воплотил проект своими мыслями и образами. Не всегда природа могла его устроить не потому, что он был придирчив к внешним данным человека. Нет, это было от его неугомонности и поспешности, поэтому портрет гордого Саввы Ивановича не был закончен. Главная цель Михаила Врубеля – донести до зрителя поток чувств и интересов не только реального мира, но и души.