Михаил Федорович Ларионов застал тот период русского искусства, когда необходимо было найти новые художественные приемы. Однако мастер считал неправильным отказываться от эстетики и принципов предшественников в погоне за новым. Сам Ларионов был близок к художникам-футуристам, искавшим вдохновения в народном творчестве и самобытных традициях в искусстве. В картинах творца было замечено увлечение импрессионизмом, идеями французского направления фовизма».
На картинах Михаила
Федорович изображает бытовые сцены из провинциальной и солдатской жизни. Благодаря тому, что живописец не раз отбывал лагерные обязанности, он с интересом и увлечением изучал рисунки и надписи солдат на стенах казарм. Найдя свое место в серии картин, специально созданных Ларионовым, многие из них станут классикой русского искусства. Одним из самых известных и центральных полотен этой серии стало «Отдыхающий солдат», созданное в 1911 году, и сегодня оно занимает почетное место в Государственной Третьяковской галерее.
Работа написана в духе «наивного» искусства — упрощенная композиция, нарочитое искажение пропорций, преобладание насыщенных, ярких цветов. Изображение – это вызов и желание продемонстрировать новое восприятие окружающей действительности. И хотя многие обвиняли Ларионова в цинизме и пошлости, он стал правдивым и подлинным художником жизни и ее животного начала. Мастер отрицает академические каноны, не отражающие привычные глазу формы и сюжеты, из-за чего публика и искусство отдалились друг от друга.
Весь облик солдата наполнен иронией. Ларионов сравнивает ее с «отдыхающей Венерой». Неестественность и ломаность позы — насмешливая отсылка к композициям с лежащими обнаженными. Кстати, среди росписей заметно и изображение «Венеры». Выразительные красочные мазки противопоставлены общепринятой утонченной цветовой палитре. Но все вместе — отсутствие сюжета и резкие цветовые решения — рождает гармонию и удивительную живость и ритм во всей композиции. Одобренная небрежность в исполнении сближает картину с популярными формами живописи и бытовым жанром.