В 1895 г. Михаил Нестеров приезжает в город Углич. Там он хочет подготовить эскизы к задуманной картине «Дмитрий, убитый царевич». Художник посещает музей, где было много икон с изображением убитого мальчика. В церкви Михаил Васильевич внимательно рассматривает пеленки, которые мать цесаревича положила в память об убитом сыне. Плащаница (пеленка), вышитая матерью Дмитрия золотом и шелком, на которой был изображен сам царевич, потрясла художника, с которым в момент смерти находился его сын.
В Угличе М. В.Нестеров пишет
этюды с пейзажами там, где по преданиям мог гулять царевич, где жил, где был убит. Взяв за основу эти пейзажные зарисовки, художник пишет картину об убитом царевиче. В итоге иконка-картинка была получена.
В правой части картины, части в центре парит над весенней землей царевич Дмитрий. Его руки молитвенно сложены на груди. Нимб вокруг головы — атрибут иконы и символ ореола святости. Царевич буквально прислушивается к голосу сверху. В левом верхнем углу картины он смотрит на Цесаревича, на весеннюю русскую землю, Спаса в нимбе нимба, а над Ним – еще один нимб из радуги.
Радуга в русской традиции иконописи является символом связи Бога и человека. Радуга – это мост, по которому душа человека переходит из временной жизни в вечную в Царствии Небесном. Изображая Спаса Божия с радугой, художник соединил земное и вечное, и мост, по которому пришел Цесаревич из Царства Небесного, чтобы посетить землю, и по которому сын Нестерова, находившийся при смерти, мог перейти в вечную жизнь. Очень тноско переплелиси на картине судьбы мальчиков, самого художника.
Пейзаж только подчеркивает смысл, ту глубокую мысль, которую Нестеров пытался выразить кистями и красками: смерти нет, есть вечная жизнь, и человек не покидает землю навсегда. Весной такой свет показывает радость жизни после холодного сна смерти. Каждая деталь пейзажа написана с любовью, с какой-то нежной деталью. Вот в центре, на переднем плане весенние желтые цветочки, похоже металлические, над ними и парит царевич.
В общем, золота в картине было много. Это символ чистого высшего неба, где обитает Бог. Вот и пушистика вербы – маленькие, с золотым отенком.
Белые, стройные русские березы покрыты легким весенним пухом, тоже золотистого цвета. Царский мальчик в золотой короне, на лице его ласка и легкая улыбка. Легкий, почти белый плащ Цесаревича гармонирует с белыми березками, окаймленными золотым узором. Легкость и прозрачность святости пронизывает всю картину, изливается на зрителя.
Только красная кепка выделяется криком на этом светлом, чистом фоне — как крик о том, что случилось с невинно убитым мальчиком. Нестеров изобразил то, что хотел. Связь двух миров была показана художником и получилась у него на редкость удачно.