«Невеста Христова» — первая из картин Нестерова, которую он считал произведением, открывшим ему творческий путь. В нем, в первом, отразились и живая душа, и страдание, и мысль — все то, без чего нет истинного искусства. Она была создана при печальных для художника обстоятельствах. Его жена Мария умерла, ей было всего двадцать пять лет. Убитый горем Нестеров взялся написать «Невесту Христа», дав ей лицо своей покойной жены, тем самым выплеснув горе на холст. Он оказался живым, дышащим, трогательным
для души самого изображения.
Монахини назывались невестами Христа из-за обета воздержания. Каждая монахиня не принадлежала ни одному земному человеку, а принадлежала Господу и потому должна была сохранять чистоту и непорочность. На картине изображена девушка в старообрядческом платье. Темный, строгий, он сидит по фигуре, белая рубашка с длинными рукавами скрывает руки, а платок, расшитый голубым узором, скрывает шею и волосы. Живет только лицо — с тонкими чертами, строгое, святое. Это показывает, что основная жизнь девушки проходит в другом мире, обретая голос
Бог в природе вокруг нее и в ней самой, ей больше не нужны примитивные удовольствия мира. Ее ровесницы женятся, растят детей, гадают на Рождество, пекут пироги и танцуют под песни, тягучие и громкие. Ей, удалившись в монастырь, все это уже неинтересно. Она не хочет ни мужа, ни детей. Яркий жемчуг, жемчужные серьги, расшитые сарафаны — это уже не про нее. Замкнувшись в себе, обратив свой взор к Богу, она поглощена этим занятием.
Так живет невеста Христова. В согласии и мире, за простой труд, за помощь людям. Страсть и боль проходят мимо нее, оставляя равнодушной. Греховные желания умирают, не успев родиться, и так легко представить, как она встанет и отправится прямо в рай в своем голубом сарафане.