Михаил Нестеров по праву считается одним из лучших мастеров пейзажной живописи. Природа привлекала его в самых разнообразных своих проявлениях. Особенно родная, русская природа. Многие картины написаны им в родной Уфе и воспевают северную красоту. Пейзажи Нестерова наполнены философскими размышлениями о смысле жизни и личных переживаниях художника.
С 1905 по 1914 год Михаил Нестеров написал несколько картин на общую тему «Родина Аксаковых». Интересно, что в этот период он
изображал людей на фоне прекрасного пейзажа, потому что ассоциировал человека и природу как нечто единое, целостное. Так что картина «Родина Аксакова», написанная им в 1914 году, скорее выбивается из этого направления. Художник пишет несколько вариантов полотна — в оригинале этюд изображает дома на склоне, а позже — следы присутствия человека исчезают.
В первом этюде, известном как «Чертово городище», написанном в самом начале смутного века, видно, что художник четкими штрихами воспевает сумрачную гору, повидавшую все на свете и плывущую у подножия быстрая, светлая река, а за рекой виден мир бескрайних полей. На картине, написанной позднее, в 1906 году, изображена фигура идущей задумчивой женщины в старинном платье. Гора и река становятся театральными сценами, а центральной фигурой становится чье душевное состояние усиливает эффект пейзажа. В одном из последних вариантов, написанном в 1913 году, женщина заменена изображением монаха-схимника, что придает образу религиозно-символический смысл.