Картина художника Михаила Нестерова «Соловки» сейчас выставлена в Эрмитаже.
Север манил живописца своей пронзительно красивой природой, но Соловецкий монастырь выбран не случайно, ведь здесь можно встретить и другую красоту — духовную. Поэтому героями его картин соловецкого цикла были в основном местные старцы и монахини.
На картине «Соловки» люди изображены как бы издалека: старик и монах помоложе сидят в лодке, которая вот-вот приплывет к берегу
на одном из островов. Изображена большая часовня из белого камня. Рядом суетливые чайки, уже привыкшие к людям на этих берегах. Другой главной особенностью является скалистый остров, который в сумерках выглядит голубым. И конечно бездонное северное небо.
Кажется, что это просто сюжетная картина, но это также и настоящий символ веры: часовня на картине словно упирается крестом в золотую полосу солнечного света в небе. Человек воспринимается здесь как существо вторичное по отношению к Богу, к вере.
Видно, что люди, сидящие в лодке, не представляют своей жизни без служения Всевышнему. И это придает им какую-то необъяснимую уверенность и силу, которая чувствуется в позе монаха, опирающегося на весла. Ему плевать на холодное Белое море, если вся его жизнь посвящена служению. Он знает, что не собьется с пути, даже если волны начнут кидать лодку из стороны в сторону…
Именно этих ощущений искал Михаил Нестеров, отправляясь на Соловки. И судьба подарила ему не только встречу с необыкновенной природой, завораживающей своей грустной красотой, но и знакомство с местными жителями.
Художник изучал их обычаи и мечтал создать эпохальное полотно «Святая Русь». Но до этого были написаны не менее красивые и гармоничные картины, последняя из которых — «Соловки».