Икона, написанная в далеком 1885 году Врубелем, с одной стороны, соответствует всем православным канонам иконописи, достаточно строго ограничивающим пространство, предоставленное художнику для фантазии, с другой стороны, в этих пределах она необычна и оригинальна.
Вместо почти неодушевленных лиц, выдержанных в едином строгом стиле, на нее смотрят живые человеческие глаза – не страдающие, не всепонимающие, не скорбящие, не смотрящие в самую душу и прожигающие ее до глубины души, а обычные. Напоминания о том, что Христос с Богородицей
не только Бог и Пресвятая Богородица, но и люди – одновременно нечто безмерно большое и безмерно малое. В иконе есть несвойственный компании иконам реализм, намек на некое знание за ликом Богородицы.
Ведь символика икон полностью соответствует уставам. Так трон, на котором восседает Богородица, означает величие и царственность (этот образ стал употребляться еще в Византии, в XI и XII веках), красный плащ – страдание, кровь и величие.
Три звезды, золотые на лике Богородицы, напоминают нам о том, что Бог триедин – Отец, Сын и Святой Дух, а заодно и о том, что есть до и после, и во время Рождества Богородица оставалась девою. На его нимбе Греческие буквы — сокращение от слов «Богородица», эти буквы можно найти на любой иконе. На нимбе же Христа — легко узнаваемый крест, напоминающий о том, какая судьба ожидает ребенка, сидящего на коленях у матери. Его правая рука сложена в два пальца – благословение, прощение и утешение, левая рука покоится на свитке, а это значит, что Бог всеведущ.
Икона и картина одновременно, в нее вложено больше, чем обычно вкладывается в иконы, и создана она Врубелем в то время, когда он был никому неизвестным студентом и его наняли писать только потому, что они были ищет кого-то, кто не мог бы платить слишком много
1200 – для бедного студента-художника, работающего репетитором, это были большие деньги. Для руководителя же проекта — слишком маленькая смета, по которой никого, кроме идиота, не возьмут.