Если внимательно изучить всю биографию и творческий путь Врубеля, то можно с уверенностью сказать, что его произведения пропитаны атмосферой таинственности, фантазии и завуалированной необычности. Особое внимание он уделял теме демонов в своих произведениях. Ведь работать в этом духе он начал уже в 1891 г., когда по предложению М.Ю. Лермонтов подготовил несколько иллюстраций к своей одноименной поэме «Демон». Всего было создано около тридцати работ.
Самым первым и достаточно успешным появился «Демон сидящий» в 1890 году. Сегодня это произведение
хранится в Третьяковской галерее, фактически это оригинал. Но создан этот шедевр в доме купца С. Мамонтова.
Интересно, что вдохновение пришло к художнику не сразу, а только после прочтения самого стихотворения. Поэтому, создав воображаемый им образ, он решил охарактеризовать своего героя не как злое и непокорное существо, а как существо страдающее и запутавшееся в своих силах. А еще издревле люди считали демонов отрицательными персонажами, мешающими человеку проявить свою силу и волю. Изображенный персонаж, сидя и в то же время задумчиво размышляя о своей жизни, видит, что ничего нельзя изменить. Поэтому вид у него грустный и грустный, и приходится разбираться с ситуацией в окружающем мире. Взгляд его печальный и грустный, и видно, что он окружен цветами.
Краски вокруг демона сгущаются, рамки сужаются. Поэтому возникает ощущение ведомости и ограниченности в своих действиях. Алый закат как-то символизирует еще не пропавшую напрасно надежду. Если присмотреться, то видно, что изображение выполнено в каком-то необычном формате.
Художник использовал свои особые приемы, которые помогали создать впечатление панно или витража. На изображении также есть приемники, символизирующие активность и загадочность безмолвных существ.