Поверженный демон — картина маслом на холсте 1901 года.
Демон брошен в овраг. Его руки и тело стали беспомощными, его крылья расправились. Демон окружен крыльями, как огонь. Они сверкают и сверкают. Мысль художника здесь была — это вечность и неистребимость павлина. Не только красота этой птицы привлекала художника.
Фоном картины является горная местность на закате. Главный герой оказался ограниченным и зажатым. Картина получилась в стиле Врубеля, с исполнением хрустальных граней. Такие лица
художник выполнил благодаря плоским мазкам, сделанным мастихином.
Работая над полотном, Врубель добавил в краску бронзовую пудру. Это придавало блеск. Но со временем этот порошок стал темнее, и сейчас картина выглядит совсем иначе, чем тогда. Тогда полотно не было похоже на лучшие произведения Врубеля. В этой работе не хватало оттенков и насыщенности, переходов от одного цвета к другому. Из-за техники, которую использовал Врубель в этой работе, полотно имеет не столько художественное значение. В этом произведении воплощена идея грехопадения человека, горения его характера.
Перед этим произведением, перед побежденным бесом, он был силен и крепок (сидит). Но теперь его руки бессильны, они сломаны. Вокруг демона кромешная тьма. В изображении преобладают золотой, голубой, голубой, лиловый и розовый цвета – любимые цвета Врубеля.
Скорее всего, мысль художника была мыслью о невозможности победить демона, о его гордыне. Но в итоге оказался сломленным и поверженным демоном, слабым в своих проявлениях.
Врубелю не удалось реализовать свою идею, в результате получился разбитый образ, слабый и безумный.
Врубель начал писать «Демона забитого» в 1901 году, в то же время, когда работали и другие демоны. Закончен в том же году. В декабре эта работа экспонировалась на выставке как незаконченная. Сейчас картина находится в Государственной Третьяковской галерее.