Она была нарисована художником примерно в 1904-1905 годах. Для его создания использовался обычный лист бумаги, акварель, уголь и карандаш.
Зритель может открыто наблюдать печальный взгляд пророка. Врубелю удалось передать на картине всю длину его глаз, которые как бы кивают ему. Настолько, что сразу вырваться из него практически невозможно.
Против своей воли вы начинаете задавать вопросы: «Почему появление Пророка такое грустное?» и «Почему пророк видит это именно так, а не иначе?”.
Голова расположена
таким образом, чтобы было не анфас и не профиль. На полотне отчетливо выражены длинные и изящные линии шеи. Длинные волосы прерывает рука, выводящая их карандашом. А лицо покрыто бородой и небольшими усами.
За счет исполнения изображения карандашом здесь сильно преобладают темно-серые оттенки. А появляющиеся яркие белые блики проявляются благодаря акварели, которые также используются.
Если вдуматься, то сходство между художником и персонажем его картины настолько очевидно, что не приходится сомневаться, что в реальной жизни Врубель нашел что-то общее с одиночеством этого пророка. Сколько этот человек страдал и терпел в душе своей…
Взгляд передает не чувство ненависти и неприязни к этому миру от всей его жестокости, как кажется, что оно могло исходить от всей причиненной ему боли, а понимание всей его глубины и сути.
Сущность образа пророка двояка. На одной чаше весов все величие человеческого духа. А с другой стороны безграничная тоска и одиночество. И Лермонтов писал: «Как он хмур, худ и бледен! Как все его презирают». И только весь гений Врубеля смог передать на полотне то, что сам Лермонтов замыслил для своих творений.
Эта картина написана для издания произведений Лермонтова. А именно к поэме «Демон”.