Многие критики относят эту картину к самому загадочному периоду в творчестве Михаила Врубеля. Красота и настоящая загадочность завораживают. Ночь близка, луна видна. Но в маковом поле пасутся кони, а рядом с ними стоит пастух. Но вот что подкупает.
Видна только спина, лица не видно, и это заставляет задуматься: кто перед нами? Учитывая, что Врубель всегда изображает либо демонов, либо загадочных птиц, можно представить, кто пасет лошадей. Ну да, тот самый Пан. Маковое поле прячет животных по пояс
и необычный пастух, и ночь не дает разглядеть героев. Но кажется, что художник как-то освещает их фонарем и быстро обрисовывает, чтобы они быстро не исчезли. Но могут, это загадочные люди.
А вот Пан, например, исчезнет, а лошади нет — они просто поменяют цвет: из рыжих они станут гнедыми. И снова они станут простыми животными, а не спутниками кого-то неординарного.
Врубель удивительно тонко подмечает связь природы с мистическим миром и придает этому большее понятие, чем наше простое понимание мифа или сказки. Он как бы дает нам понять, что два наших мира — реальный и мистический — близки, стоит только взглянуть на некоторые вещи, или выйти в поле пастухов. И в сумерках вам сначала покажется, что это люди как люди, а ночью… За их рассказами, за былями и небылицами начинаешь забывать, с кем разговариваешь и что слушаешь. Ты в другом мире, но при этом конкретно понимаешь, что ты еще в поле, а кони рядом. Вероятно, это и хотел передать Мастер. И, похоже, ему это удалось.
Мало ли что нам снится по ночам… Зато потом, во взрослом возрасте, будет что вспомнить и рассказать нашим детям и внукам. Да только они наверняка подумают, что все это сказки.