Всю жизнь артиста фактически сопровождала одна женщина — Нина Забела, его жена. Это утверждение можно смело применить к творчеству Врубеля. Каких бы женских героинь художник ни изображал на своих полотнах — морскую принцессу, Весну или Маргариту, — в них можно было заметить качества Нины.
Улыбка, чуть осветившая губы, большие глаза, несколько вытянутый овал лица, худощавая фигура и длинные тонкие руки — все это становится неотъемлемым признаком врубелевских женских героинь. При этом художник неоднократно создавал
портреты жены.
К одному из них относится картина «Муза» (1896 г.), хранящаяся ныне в ГТГ. Однако не следует забывать, что перед нами особая разновидность портретного жанра — портретная фантазия, портретный вымысел, где нет места тривиальному реализму и грубому натурализму.
Особенно это видно по необычайно глубоким глазам женщины, которые, кажется, готовы в любой момент заискриться изумрудными блестками. То же самое касается и распущенных волос Нины, которые в определенный момент теряют свою материальность, становясь чем-то вроде бестелесного ветра, пламени.
В самом облике героини, в окружающих ее красках проскальзывает что-то сказочное: виден художественный опыт Врубеля. Так сразу приходят на ум пушкинские «Золотой петушок» или «Сказка о мертвой царевне». В то же время в картине заметен некий налет декоративности, характерный для большинства художников-символистов, и особенно для Врубеля.
Отметим, что аналогичная характеристика относится и к другой «Музе» художника — картине, написанной несколькими годами ранее. И на этом полотне образ Нины, сидящей на скамейке, не лишен некоторой условной декоративности, театральности, за которые мы так любим и ценим творчество Врубеля.