Многие произведения гения утеряны. Это относится и к его картинам, которые не выдержали битвы со временем. О многом можно только догадываться по письменным сведениям авторитетных современников Микеланджело. Среди этих утраченных шедевров – Плач, Воскресение и Распятие Христа.
Все сделано по просьбе Виттории Колонны, возлюбленной мастера. Любовь этой женщины делала полотна особенно живыми и чувственными. Они были способны вызывать искренние эмоции, о чем свидетельствует
вазарис вспоминает картины, которые он видел.
«Распятие Христа» Микеланджело нельзя назвать очередной интерпретацией библейского сюжета. Он изобразил своего Иисуса живым. Распятый Христос остается с открытыми глазами художника. Он обращает их к небу, к своему отцу. Христов поднимает глаза к небу и зовет родителей.
Он оживляет фигуру Христа и муки, которые до сих пор испытывает его тело. Он не обмяк, как в других версиях распятия, а продолжает биться от боли. На лице видно напряжение мышц и страдание, что позволяет с уверенностью говорить о силе страдания.
Распространение рук Спасителя впечатляет: когда гвозди подходят к кресту, они не теряют своей свободы. Такая открытость делает фигуру слабой и сильной одновременно: теперь нечего бояться, и ему никогда не следует ничего скрывать.
От косо поставленного креста получается слегка наклоненная фигура, но светотень фигуры от этого становится почти кричащей. Это громкое обращение к зрителю, привлекающее все внимание к центральной фигуре Христа и оставляющее почти незамеченными скромных Марию и Иону у подножия орудия пыток.
Расплывчатый язык линий усиливает эмоциональную составляющую образа, которая усиливается с каждой последующей версией. Распятие не теряет своей религиозной силы, но приобретает новый резонанс, столь необходимый для новой эпохи и мировоззрения эпохи Возрождения.