Караваджо — итальянский живописец эпохи Возрождения, один из величайших мастеров барокко. Как и большинство любителей этого стиля, он предпочитал аскетизму обилие деталей, а бледности — яркость и насыщенность красок. Из всех тем больше всего любил мифические и религиозные мотивы.
Его «Иоанн Креститель» — это картина, которую еще называют «Юноша с рамой», потому что обычное изображение пророка в ней трактовано необычно. Как правило, Иоанна изображают в начале его славы, когда он крестил людей на реке Иордан. Или когда
он шел по пустыне, оборванный и поглощенный внутренней тишиной.
На картине Караваджо не взрослый мужчина, не пророк, а мальчик, каким когда-то был этот пророк. У него вьющиеся волосы, простое открытое лицо и темные глаза. Обнаженный, он сидит на камне, едва прикрытый куском верблюжьей шкуры и собственной одеждой, обнимает за шею барана и лукаво смотрит на зрителя. В нем нет тоски и боли. Он еще не тот человек, который оставил все, что у него было, чтобы проповедовать приход того, кто будет крестить огнем.
Пояса у него нет, обычный балахон, из всех атрибутов пророка — верблюжья шкура, а баран пророку совсем не идет, потому что в большинстве толкований означает похоть. Иоанна обычно изображают с агнцем, то есть с маленьким барашком.
Возможно, такой подход может оскорбить тех, кто хочет видеть только святость. Но само напоминание о том, что вся святость изначально происходит из грязи, рождается в грязи, созревает в человеческом мире – ценно. Так что Христос пошел проповедовать только в тридцать три года. Но когда мы забываем об этом, то и он, и Иоанн, и святые тотчас же рисуются взрослыми, как бы недалеко ушедшие от обыкновенного ребенка, как будто никогда не имевшие ничего, кроме божественного разумения.