Художник неоднократно обращался к библейским сюжетам. Казалось, что он искал что-то очень важное для себя во время работы над картинами. Яркое цветовое разделение повседневного и высшего в его полотнах создает дополнительный контраст между этими двумя сферами. Детальная прорисовка фигур и предметов на переднем плане делает события реальными.
Картина «Святой Матфей и ангел» была задумана как часть цикла росписей капеллы Контарини. Мастер сделал две версии. Один был отклонен
как не соответствующие требованиям канонов. Апостол сидел, держа на коленях книгу, и почти не видел написанного. Ангел, парящий над святым, прилагал значительные усилия, чтобы направить руку пишущего святого.
Такая интерпретация образов совершенно не устраивала церковных служителей. И они настояли на еще одной попытке. Вторая версия сильно отличается от первой по композиции и эмоциональному посылу. Размеры полотна были увеличены.
На очень темном, почти черном фоне эти фигуры хорошо выделяются. Мэтью внимательно слушает ангела над его головой. Одежда святого контрастирует с ангельским белоснежным одеянием. Положение святого весьма неустойчиво, но он этого не замечает, старательно записывая откровения ангела.
Оригинал первой версии не сохранился, это только черно-белая репродукция. Судьба второго полотна также была бы незавидной, если бы не искусствовед Роберто Лонги, заново открывший их и подготовивший к выставке работ художника.