В 1608 году художник Караваджо, живший в Мессине, познакомился с знатным купцом. Богатый торговец поручает ему нарисовать свободную тему. Живописец выбрал для полотна библейский сюжет о воскресении Лазаря.
Темная пещера, несколько мужчин держат тело, которое до этого четыре дня лежало в гробу. Караваджо предпочитал работать с натуры, поэтому для новой картины нашел людей, которым можно было позировать. Также, по легенде, он приказал для достоверности эксгумировать тело недавно умершего юноши. Нанимал людей напрямую
отказался подойти к трупу, но художник все же настоял на коллективной позе, в порыве жажды художественного воплощения, даже угрожая натурщикам ножом.
Характерной чертой живописи Караваджо являются яркие потоки света, прорезающие непроницаемую черную пустоту. Словно прожектор, лучи света покрывают поверхность кожи обнаженного Лазаря, высвечивая одежды, лица и конечности участников сцены: Христа и людей, оплакивающих умерших. Кажется, что этот золотой потусторонний свет вот-вот вернет Лазаря к жизни. На заднем плане, в темноте, могильщики, так часто видевшие смерть, отворачивают лица, чтобы больше не видеть гнетущего зрелища.
На земле лежат кости и череп безымянной давно умершей жертвы. А сверху — живая ладонь Лазаря, простертая к теплому потоку света, отдается и откликается на повеление Христа. Родственники воскресшего еще не успели осознать произошедшее, на их лицах скорбь, тревога, растерянность.
История гласит, что богатый покупатель был недоволен полотном художника. Поэтому он был подарен Братству крестоносцев. За все это время «Воскресение Лазаря» пережило несколько землетрясений, после чего картина была успешно восстановлена для галереи Мессины.
В знаменитом шедевре религиозной живописи Караваджо предстает перед нами проповедником нетленной веры в вечность жизни.