Добужинский построил свою замечательную работу «Дом в Петербурге», используя контрастный внешний вид зданий. Образ домика – это добродушное и близкое ощущение тепла, он олицетворяет покой и уют домашнего очага. Он аккуратно прикрыт белоснежным капюшоном.
Ветки яблони закрывают маленькие окна, посреди них спрятана скамеечка, просящая отдыхать. Зеленый цвет дома успокаивает зрителя. За стенами угадывается тихий, спокойный и творческий ритм жизни.
Дом напротив
в отличие от малого. Он безликий, холодный, невероятных размеров и скучный. Он простирается за пределы изображения влево и вверх и соединяется с почти таким же домом справа. Кажется, что этому нет конца. Этот дом загораживает малышу солнце, давит его своими размерами, душит, забирает воздух.
Стены окрашены в официальный бежево-желтый цвет. Однообразные окна повторяются из ряда в ряд, предполагая одно и то же жилое пространство, наполненное одной и той же мебелью и населенное, по-видимому, одними и теми же людьми.
Художник уверен, что в таких тесных квартирах могут жить только несчастные, некрасивые, бледные люди. Их окружает постоянство блеклых слов, где нет ни грамма творчества. В их жизни, как и в доме, все скучно. В таких картинах художник демонстрировал презрение к уравниловке, к уровню жизни, представляемому буржуазией, опасаясь всего нового, яркого и индивидуального.
В то время как художнику близка уникальность, цельность, необычность небольшого зеленого здания. Его красота в индивидуальности, а не в строгом ряду одинаковых окон.