Описание картины:
Беспомощность, хрупкость и беззащитность – вот главные чувства, которые испытывает каждый зритель перед этим произведением великого художника. Возможно, именно благодаря этой картине имя мастера пейзажа так широко известно не только среди любителей искусства…
Сам автор считал, что это его самая удачная работа, раскрывающая его мировоззрение, его мироощущение. Облака свинца тяжело висели над крутым берегом. На небольшом утесе стоит церковь, рядом заброшенное кладбище, кладбище, последнее пристанище… Хрупкие деревья гнутся под сильным ветром, тонкая, прерывистая тропинка, ведущая к церкви, — символ забвения, заброшенности, истощения.
Стихия вокруг скалы дышит силой. Кажется, еще мгновение, и кладбище исчезнет, церковь расползется по свету… Разрушение кажется неизбежным.
Известно, что это произведение художник написал, слушая музыку. Торжественные и грустные звуки траурного марша Бетховена вдохновили автора и заставили создать мрачную и почти трагическую атмосферу в этом произведении. Зритель слышит завывание ветра, чувствует пронизывающий холод, влажность, слышит вдалеке гром.
Вдалеке виден безлюдный остров, который быстро «уплывает» от обрыва. Кажется, что остров забирает с собой души умерших, чтобы вечность поглощала остатки человеческого духа, те самые воспоминания ушедших людей.
Человеческая жизнь ничтожна, мимолетна и бессмысленна… Огромное пространство, охватываемое взглядом художника, давит на зрителя. Острое чувство одиночества и беззащитности испытывает зритель перед этим вечным покоем, о котором люди боятся думать. Вечный вопрос — что там, за порогом вечности, мучает автора, но он не находит ответа, оставляя этот поиск зрителю.
Перед началом основной работы автор сделал несколько набросков. Эти этюды имеют несомненную ценность как отдельные произведения. С другой стороны, они позволяют понять путь, пройденный автором от задуманного произведения до реализации своей идеи. В результате этого пути мастер несколько смягчил трагичность пейзажа, добавив при этом силы природной стихии.
Свет в работе распределен равномерно, тени практически отсутствуют. Используя приглушенные тона, мастер мастерски сумел передать саму суть непогоды. Его внимание к мелким деталям делает работы необычайно реалистичными и содержательными.
Удивительно, но всей силе стихии противостоит небольшой купол церкви. Он направлен строго вверх, а цвет, сливаясь с металлическими тонами неба, создает ощущение непоколебимости и силы. Сам мастер в этой работе не мог обойтись без оптимистичных намеков. Только твердая вера может помочь человеку обрести покой и уверенность в своих целях и смысле своей жизни. Однако это оптимистичное утверждение «закодировано» в образе. Только самый любопытный зритель способен разглядеть в этой маленькой детали самую суть этого знакового произведения художника.
Картина увидела свет в момент наибольшего расцвета таланта художника. Именно поэтому его идея, философская глубина, отточенное мастерство, с которым было написано это полотно, так импонировали современникам и изумляли потомков. Содержание этого образа будет актуальным для всех поколений.
Размер произведения можно справедливо отнести к монументальному творчеству автора. А по своей сути это его духовное завещание, его творческая программа и наиболее полное философское отношение художника к миру и людям. Произведением восхищались русские поэты и музыканты. Она послужила движущей силой для создания многих музыкальных и поэтических произведений. И писатели, как начала 20 века, так и современные, часто включают описание именно этого произведения, чтобы раскрыть характеры своих героев, а также придать сюжету своих произведений глубину и содержание.
Другие картины Левитана
Сумерки. Стога сена
Озеро опьянение
Золотая осень. Слободка
Долина реки
Печальный день
Июньский день
Осенний пейзаж
Солнечный день
Березовая роща
Вечер. Золотые мольбы
После дождя. Плес
Маршировать
Тихая резиденция
Тишина
Вечерний разговор, вечерний звонок
Владимирка
Наша большая вода
У бассейна
Деревня. Зима
Осенний день. Сокольники
Урожай дороги в деревне
Золотая осень
Вечер после дождя
Осень. Я
Вечер
Весна в Италии
Сумерки. Луна