Альтман — советский художник-авангардист, один из тех, кто не признавал никаких канонов, использовал дикую смесь жанров, ради цели — передать настроение, ощущения, события — всем остальным пренебрегал.
«Анна Ахматова» его кисти, несмотря на то, что всеми была признана самым неприятным из ее портретов, между тем нашла безошибочное признание у близких и друзей. Сын Ахматовой пишет, что хотя она больше предпочитает другой портрет своей матери, где она выглядит более нежной и лиричной, и нет ни следа кубизма, портрет
Альтман лучше передает, какой она была в те годы.
На портрете много острых углов и нарушена перспектива. Ахматова сидит в кресле, скрестив ноги, торчащее острое колено, темно-синее платье жесткими складками спускается к туфлям, руки сложены на животе, с локтей спадает желтая шаль. Фон предельно обобщен, какие-то острые грани, парадоксальным образом напоминающие цветы, серый пол, деревянная скамья под ногами. На протяжении всей позы, в манере письма, вырисовывается жесткая, бескомпромиссная женщина с горящим пламенем внутри нее.
Все торчит острыми углами — не потому, что так говорит кубизм (другие работы Альтмана не такие угловатые), — а потому, что в этом суть. Вечно репрессированная, навсегда неопубликованная, потерявшая двух мужей, Ахматова готова вонзить себе острые углы, отразить любую атаку, огрызнуться на любого врага.
Но если в ее отношении чувствуется настороженность, почти враждебность, то ее лицо полностью ломает это чувство. Ахматова смотрит чуть в сторону, и на губах ее странно нежная улыбка для такого угловатого, сурового лица. Словно изнутри выглянуло тщательно оберегаемое пламя, словно сквозь тучи выглянуло солнце, как будто что-то, любимое, оберегаемое, нашло возможность выйти на мгновение и миг тут же был мастерски схвачен и перенесен на бумагу.