Картина «Голгофа» стала одной из последних работ Николая Ге и, по мнению критиков, осталась незаконченной. Автор старался вложить в свое произведение глубокий нравственный смысл.
В центре картины Христос и два разбойника. Каждый персонаж на картинке оснащен своими чертами характера. Так автор ведет диалог со зрителем, тонко намекает на происходящее и рассказывает о настроении каждого из персонажей. Сын Божий охвачен отчаянием, заламывает руки. Его глаза были закрыты, а голова непроизвольно запрокинулась назад.
Из-за
за спину Иисуса выглядывает преступник со связанными руками. Он открыл рот, и его глаза расширились от ужаса. Справа юноша, бывший разбойник, ныне мученик, печально отвернувшийся. Невольно замечаешь, как автор противопоставляет своих персонажей. Все фигуры неподвижны, словно застыли в ожидании неизбежного.
Слева в поле зрения появляется деспотичная рука, дающая сигнал к началу казни. Фигура Иисуса излучает безысходность, его ожидает долгая и мучительная смерть. У его ног уже лежит крест. Николай Ге наиболее точно показал, как Христа предали и отправили на позорную казнь. Художник понимал всем своим существом, что Сын Божий был казнен несправедливо. Задача, которую поставил перед собой автор, — донести до зрителя, что Христос своим действием искупил грехи всего человечества и дал человечеству шанс на спасение, пожертвовав своей жизнью.
Ге критиковали за пренебрежение формой и злоупотребление контрастными цветами. Пожалуй, это был единственный прием, способный выразить чувства художника.
Ге писал характерными широкими мазками и не боялся использовать в своих полотнах диаметрально противоположные цвета. Он был вдохновлен идеей с моральными качествами, а не религиозным подтекстом. Поэтому он изобразил Христа как символ самоотречения, во имя спасения человеческой души. Николай Ге всю жизнь надеялся, что благодаря искусству человечество образумится, а мир исправится.