Лев Николаевич Толстой был удивительным человеком и вызывал у своих читателей восторг и вдохновение. В числе последних был художник Николай Николаевич Ге. В 1884 году Ге написал протрет его дом в Хамовниках. В процессе творчества писатель и художник сближаются и находят много общего в нравственном облике общества.
К моему большому удивлению, этот портрет был воспринят не лучшим образом. Многие сетовали на неудачность выбранного ракурса — голова писателя опущена, а лицо совершенно нетронуто
видимый. Однако сам Николай Николаевич остался доволен результатом своей работы и отметил, что ему удалось уловить важнейшее качество Л. Н. Толстого, а именно способность к упорному, трудолюбивому труду. Стоит отметить гармоничность творческого процесса, ведь писатель не любил позировать. Однако, Ге выстроил работу в полмен единении с шедшей только работу Льва Толстого над трактом «В чем моя вера?». Мастер часто приезжал в гости к Толстых, часами беседовал с писателем, а иногда просто наблюдал за ним.
На портрете писатель изображен в кабинете, в привычной рабочей обстановке. Все вокруг естественно, просто. Но благодаря будничности и внешней простоте все внимание зрителей обращено на писателя. Он всеми силами старался отразить силу и гениальность ума писателя, глубокий и вдумчивый процесс его творчества. Философ и мыслитель склонился над рукописью и, кажется, слышно, как скрипит перо, бережно чертящее на бумаге бессмертные линии.
Бедность красок не умаляет живописности портрета, льющийся сбоку свет мягко перетекает из холодной тени в теплую. Опять же нейтральность фона не отвлекает от лица писателя, запечатленного в новой, нетрадиционной для психологического портрета того времени манере. Взгляд Толстого направлен не на зрителя, а на статью. Писатель погружается в процесс с головой, забывая о реальности. В этом самопожертвовании и полной самоотдаче он видел особую форму проявления героизма. Именно это он выявляет и подчеркивает в первую очередь. О портрете художника Льва Николаевича Толстого — великого деятеля и учителя жизни.