Рерих – русский художник, публицист, чрезвычайно разносторонний человек, подаривший миру большое количество картин. Ему были свойственны неукротимая энергия, стремление испробовать все, что могла ему предложить жизнь, а также нетерпимость ко злу во всех его проявлениях.
«Армагеддон» — одна из его картин, глубоко символичная и отражающая отношение художника к происходящему в мире.
Она была написана в год начала Гражданской войны в Испании, и кажется, что она вся в огне. Великий город горит,
пламя лижет его дома и улицы, все в огне, покрыто пурпуром и золотом, а внизу, у подножия горы, уходят люди — мужчины и женщины, дети и старики. В качестве страшного предсказания они размещены на желтом фоне языков пламени двухмерными силуэтами — словно следы, оставшиеся на стенах Хиросимы и Нагасаки после ядерных взрывов, а их головы опущены к земле. Лишь немногие поднимают головы к охваченному огнём городу и охваченному огнём небу — их лица, озарённые отблесками и полные страха, видимые даже в таком фальшивом свете.
Армагеддон на земле – это битва между силами добра и силами зла, и Рерих писал в своих письмах, выливая на бумагу то, что не вписывалось в картину и сжигало его изнутри, что величайшее зло совершается мягкими телесные и унылые, когда они не тревожат и молчат. Что желание везде прийти к компромиссу глупо и преступно, потому что добро и зло не могут прийти к компромиссу.
«Вот что станет с миром», — словно говорит Армагеддон, лиловый и алый, жгучий и горячий. «Вот что будет с миром, если он не изменится»
Но мир совсем не изменится, несмотря на все предупреждения.